Рекомендуется провести обследование у нейропсихолога перед школой всем детям. Это может помочь выявить проблемы, а также готовность или неготовность к обучению в школе, обозначить проблемные или не до конца сформированные функции. К тому же при нейропсихологическом обследовании можно выявить способности ребенка, его склонность к тому или иному виду деятельности.
Под нейропсихологической диагностикой понимают безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения, похожие на тестирование), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для соответствующего возраста.
Есть случаи, когда ребенка обязательно нужно показать нейропсихологу. Это необходимо, когда родители отмечают следующие симптомы: ребенок не такой, как все; гиперактивен или, напротив, слишком медлителен; ему трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности; быстро истощается. Или же ребенок с трудом понимает объяснения правил игры, не запоминает их, отстает в речевом развитии; поздно заговорил или, наоборот, у него слишком раннее речевое развитие на фоне неразвитости двигательных функций крупной моторики. Все эти симптомы указывают на определенную функциональную нестабильность или нарушения в развитии психики.
С этими симптомами перед школой надо обратиться к нейропсихологу, хотя лучше, если это произойдет еще раньше, с 4 лет. Основные нейропсихологические методики рассчитаны на диагностику начиная именно с этого возраста, хотя есть методики, рассчитанные и на более ранний возраст. В заключение хочется отметить, что чем раньше приступить к занятиям, тем они будут эффективнее и продуктивнее.