Один мой десятилетний клиент не умеет себя вести. Он грубит учителям, частенько поколачивает одноклассников, почти не умеет дружить и договариваться.
Знаете, что может заставить его вести себя иначе? Только если забрать у него планшет.
Лишенный планшета, он честно говорит: «Жить теперь незачем. Без планшета я только зря теряю время». На него накатывает чувство пустоты, бессмысленности и великой потери. Он так не переживал, даже когда умер его дедушка.
Этот случай если и не типичный (скажете вы!), то уж точно встречается нынче нередко.
И, чем раньше ребенок стал «счастливым» обладателем планшета, тем глубже это чудесное оконце в придуманные миры встраивается в реальность ребенка, становясь подчас неотъемлемой частью его самого.
Почему именно планшет? Не ноутбук, не компьютер? Мышление детей наглядное, а не абстрактное. У ребенка такая задача – познавать мир непосредственно, через ощущения. И планшет для хозяина как бы живой – он реагирует не на введенные с клавиатуры слова и даже не на щелчки мыши, а на простое и теплое прикосновение пальца.
В слиянии ребенка с планшетом много плюсов: ребенок не мешает родителям, не задает утомительных вопросов, не лезет, куда не надо.
Однако, в психологии развитие есть одно важное правило: то, что вовремя не сформировано, впоследствии не восполнимо.
И тогда, получается, в слиянии ребенка с планшетом много минусов: ребенок не «мешает» родителям, не задает утомительных вопросов, не лезет, куда не надо.
Сам по себе планшет – не зло и не добро. Просто он не оставляет своему хозяину нужного времени, чтобы делать то, что положено делать в детстве: познавать тот мир, в котором он живет. Трогать, бегать, падать, пробовать на вкус и запах, узнавать всеми органами чувств. Воспринимать.
И, если вы прямо сейчас шерстите интернет-магазины в поисках лучшего подарка на новый год своему ребенку – может, вы еще раз спросите себя: а так ли ему нужен именно планшет?
Ермолаева Ольга Геннадьевна