Причин может быть несколько и данный поступок можно использовать как основу для совместных обсуждений с подростком, для укрепления уверенности подростка в своих силах, возможностях, для понимания самого себя, причин своих поступков, для развития способности планировать, откладывать получение желаемого.
Есть (хоть и маленькая) вероятность того, что подросток не знает, что брать чужие вещи без спроса нельзя и это является кражей, преступлением, за которым последует наказание. Возможно, он не имеет представлений о том, какими могут быть эти последствия. Тогда становится важным обсудить с ними возможные последствия, как они видят последствия кражи, необходимость возмещения ценности вещи.
Другой вариант, когда подросток знает, что кража – это преступление, но не может точно сказать зачем он украл ту или иную вещь. В совместных разговорах с подростком, собственных размышлениях родителей, обсуждениях с другими родителями, специалистами еще предстоит выяснить что толкнуло подростка на кражу. Это может быть способ привлечения внимания родителей, завоевание авторитета у сверстников и так далее.
Третий вариант, когда подростки крадут то, что им самим хотелось бы иметь, но как это заполучить законно они не знают (дорогой телефон, красивую блузку или кроссовки, ручку).
Во всех трех случаях будет полезно помнить, что с подростком нужно говорить о том, что его желание имеет место быть (вне зависимости от того, хочет ли он новый телефон, кроссовки, больше внимания от родителей, завоевать авторитет у одноклассников) и совместно поискать реалистичные законные пути получения желаемого.
Скорее всего для того, чтобы получить то, чего он хочет понадобится время и усилия со стороны подростка. Можно обсуждать то, на что он готов пойти для того, чтобы получить желаемое (использовать его как дополнительный стимул в учебе, спорте, выполнении домашних обязанностей и т.д.). Также можно рассмотреть с подростком другие способы получения данной вещи, кроме кражи. Например, заработать на нее самому (сейчас много законных и легальных возможностей для подростков подзаработать). В этом случае вещь приобретет дополнительную ценность для подростка, потому что ему пришлось приложить усилия. При этом важно помнить, что и от родителей потребуется приложить усилия (подбадривать подростка, когда у него не получается выполнить свою часть обязательств договора, выделить время для разговоров и совместного проведения времени, если подростку не хватает вашего внимания, дополнительных финансовых расходов).